Искусство Льва Овчинникова не слишком известно публике. В оживлённых борениях последних лет тихая музыка его живописи слышна не всем и не сразу. Однако чуткой душе прикосновение к его работам может дать много пищи для сопереживания.
Это художник самостоятельный, со своей устойчивой тематикой и определённой стилистикой. Искусствоведы могут найти следы влияний, «вложить автора в ячейку», ориентированную во времени и пространстве, но для беседы с душой мастера зрителю, наверное, важнее остаться с ним наедине. Тогда возникнут волнение и интерес к внутреннему миру художника.
Например, вызовет сопереживание его очень личная боль по уходящему духу и укладу Русского Севера — этой очаровательной страны. Состояние хрупкой неустойчивости передаётся в картинах на эту тему с поразительной контрастностью. Призрачный свет, ломкий рисунок, а главное, какой-то ирреальный цвет придают работам оттенок видения тревожного и притягивающего. Реальность пейзажа и населяющих его людей кажется мнимой, готовой исчезнуть, как в действительности разрушаются и исчезают эти часовенки, кресты, деревни, погосты и последние носители этого северного света — старики и старухи.
Есть у Овчинникова работы, посвящённые местам ещё более отдалённым, связанным с трагедией прошлого. Пейзажи без каких-либо драматических реалий, без неэстетического нажима на восприятие. Но вся атмосфера «края земли» передана в них с пугающей ощутимостью. Исходив такие уголки и прилепившись к ним душой, художник прозрел гораздо больше, чем увидели его глаза. Потому в работах, наряду с передачей конкретного места или сцены, столь велика степень обобщения.
Очень важной темой Овчинникова является обнажённая женская натура. Трактуется эта традиционная тема с характерной для художника тонкостью и изысканностью чувств. Часть произведений деликатностью цвета сродни выцветающим гобеленам, но есть работы, где сквозит почти языческое преклонение перед натурой, и здесь она приобретает значительность символа.
Хочется особо отметить эту склонность автора к символизму, явных признаков которого почти нет, однако цветовой настрой, отношение к свету и самый дух работ позволяет усмотреть в них таковое качество. Им в меньшей степени обладают портреты, где основной задачей является создание всем настроем холста психологического образа портретируемого. В данном жанре художник наиболее традиционен. Известен же Овчинников преимущественно как график. И дело не только в «оперативности» графики; здесь он более ярок, прост, его графика воспринимается легко. Это, разумеется, не значит, что она сразу прочитывается до конца, но начинает работать непосредственно и немедленно. В живопись же его надо «вчувствоваться». Она как бы несмело уклоняется от близкого знакомства, старается остаться ненавязчивой, но зрителю, преодолевшему её робость, станет доступно общение с чистой и тонкой душой художника.
Н. Благодатов, апрель 2003 года